Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей. В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи. Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т. д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара. Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины. Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесных и гусеничных машин, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Это – пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда. Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки. Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т. д.). Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при их тушении потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, состоят из ПА общего и целевого применения.
Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения (Автоцистерна — АЦ, автомобиль насосно-рукавный — АНР, автомобиль первой помощи — АПП, автомобиль с насосом высокого давления — АВД) предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения (автомобиль аэродромный — АА, автомобиль порошкового тушения — АП, автомобиль пенного тушения — АПТ, автомобиль комбинированного тушения — АКТ, автомобиль газового тушения — АГТ, пожарная насосная станция — ПНС, автомобиль газоводяного тушения — АГВТ) обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
Общие требования к пожарной технике и пожарным автомобилям установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». На основании регламента они сводятся к следующему: – пожарная техника должна обеспечивать возложенные на нее функции в условиях пожаров; – конструктивное исполнение и использование материалов для ее производства должны обеспечивать ее безопасность при транспортировке, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники; – маркировка пожарной техники должна позволять проводить идентификацию изделий; – техническая документация на пожарную технику должна содержать информацию для обучения персонала правилам эффективного применения пожарной техники; – пожарная техника должна использоваться с учетом ее параметров согласно требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности.
Все ПА сооружаются на шасси автотранспортных средств (АТС) различного эксплуатационного назначения, главным образом отечественного производства.
Пожарные автомобили в зависимости от проходимости делятся на три категории.
Неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости).
Полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости).
Вездеходы-внедорожники для сильно пересеченной местности (высокой проходимости).
Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП.
Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются: вместимость цистерны, м3 ; подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса; напор насоса, м. Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений. Примеры условных обозначений:
Пример 1. АЦ3,0-40/4(4331) модель ХХХ-ХХ. Автоцистерна пожарная с цистерной вместимостью 3 м3 , комбинированным насосом с подачей 40 (ступень нормального давления) и 4 л/с (ступень высокого давления) на шасси ЗИЛ-4331, первая модернизация модели ХХХ, модификация ХХ (с комбинированным насосом).
Пример 2. АПТ 6,3-40(5557) модель ХХХ. Автомобиль пенного тушения с цистерной для пенообразователя вместимостью 6,3 м3 на шасси Урал 5557, насосом с подачей 40 л/с, модель ХХХ.
Пример 3. АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель ХХХ. Автомобиль комбинированного тушения на шасси КамАЗ с цистерной для воды или раствора пенообразователя вместимостью 2,0 м3 , массой вывозимого порошка 2 000 кг, насосом с подачей 40 л/с и расходом порошкового лафетного ствола 60 кг/с, модель ХХХ.
Специальные ПА (автолестница — АЛ, автоподъемник коленчатый — АПК, автомобиль рукавный — АР, автомобиль дымоудаления — АДУ, — автомобиль газодымозащитной службы — АГДЗС, автомобиль аварийно-спасательный — АСА, автомобиль штабной — АШ) применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборки конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т. д.
Вспомогательные автомобили (Бензовоз, Авторемонтная мастерская, Автобус, Грузовой автомобиль, Легковой автомобиль) обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др. Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией. Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветографической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветографическая схема, надписи и световым и звуковым сигналам установлены
ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования (с Изменениями N 1, 2, 3) (1684 Загрузки)На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, и номер пожарной части. Согласно цветографической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный. Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет. При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами. Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с. Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110–125 дБ. Рис. 1. Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси – красный – белый – черный 10 В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.