Пожарно-техническое оборудование и аварийно-спасательный инструмент

В соответствии с Техническим регламентом ручные пожарные лестницы относятся к пожарному оборудованию. Они должны обеспечивать личному составу пожарной охраны возможность проникновения в помещения и на крыши зданий и сооружений различного назначения, подачу к ним огнетушащих веществ и спасания людей, минуя эвакуационные пути.

Ручные пожарные лестницы делятся на три группы: лестница штурмовая, лестница-палка и трехколенная выдвижная лестница. Для всех типов лестниц общими являются следующие требования: шаг ступени лестницы должен быть не более 355 мм, а ширина лестниц в свету должна быть не менее 250 мм.

Лестница штурмовая (рисунок 1)– лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных опорными ступеньками, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность. Тетивы 1 и 4 лестницы соединяются тринадцатью ступенями 2 и 5. Кроме того, они в пяти местах стягиваются металлическими стяжками 3 и 6. На трех верхних ступенях закрепляется крюк 7. Сечение крюка увеличивается по направлению к хвостовой части, что приближает его к телу равного сопротивления по изгибу. Лестницы могут быть изготовленными из дерева или металла. На внутренней стороне деревянных лестниц с обеих сторон ступеней прокладываются в пазах стальные канатики, закрепленные за верхнюю и нижнюю стяжки. Канатики предназначаются для предотвращения несчастных случаев при изломе тетив. На нижних концах тетив устанавливаются башмаки, а на верхних – наконечники. Металлические лестницы изготавливаются из алюминиевого сплава Д16Т. Масса лестниц не более 10 кг. Лестницы штурмовые используются пожарными для подъема на этажи зданий через окна или балконы. Для обеспечения безопасности они также применяются при работе на крутых скатах крыш.

Лестница-палка (рисунок 2) – лестница ручная складная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, шарнирно соединенных опорными ступенями. Тетивы 1 и 2 лестницы соединяются восьмью ступенями 3. Концы ступеней имеют металлическую оковку и втулки, через которые проходят оси для поворота ступеней. Шарнирное соединение 4 ступеней с тетивами позволяет их складывать, перемещая одну тетиву относительно другой. Одни концы тетив имеют деревянные наделки 5. За них убирают другую тетиву при складывании лестницы. Наделки прикрепляются к тетивам стяжками 6 и обтянуты наконечниками 7. Другие концы тетив скошены под углом 45о и защищаются металлическими пластинами 8. В сложенном состоянии лестница представляет собой палку с закругленными и окованными концами. Масса лестницы 10,5 кг. Лестница-палка предназначается для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.

Ручные пожарные лестницы

Трехколенная выдвижная лестница (рисунок 3) – лестница ручная пожарная, состоящая из трех параллельно связанных колен и оборудованная механическим устройством для перемещения их относительно друг друга в осевом направлении в целях регулирования ее длины. Лестница состоит из трех телескопически соединенных колен 6, 7 и 8, механизма выдвигания и механизма останова. Каждое колено состоит из двух тетив, соединенных двенадцатью ступенями. Тетива нижнего колена 8 стягивается внизу, посередине и наверху стяжками 3. Колена соединяются между собой стальными скобами 1. Нижние концы тетив нижнего колена имеют стальные башмаки 9, а верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры 4. Среднее колено выдвигается цепью 2. Механизм выдвигания работает в соответствии с принципиальной схемой, представленной на рис. 4. Среднее колено 7 (см. рис. 4.) соединяется с первым коленом 8 цепью 2, огибающей ролики 5 и верхний блок нижнего колена. При перемещении цепи по часовой стрелке среднее колено 7 будет выдвигаться вверх. Верхнее колено 6 тросом 3 через блок среднего колена 7 соединяются с центром верхнего блока первого колена 8. При выдвигании среднего колена 7 будет перемещаться вверх и верхнее колено 6.

Для фиксирования выдвинутой лестницы на заданной высоте применяется механизм останова. Он устанавливается на тетиве второго колена на нижней его части. Механизм состоит из двух частей: направляющего угольника и упора, а также специального валика с двумя упорами и рычагом.

Пожарный инструмент для выполнения аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы (АСР) связаны с тушением пожаров и предполагают действия по спасанию людей и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим, а также по эвакуации имущества. Эти работы в основном выполняются пожарными с использованием штатных средств спасания и немеханизированного инструмента, которыми укомплектовываются пожарные автоцистерны и автонасосы. Немеханизированный инструмент используется также для разборки строительных и технологических конструкций в целях выявления скрытых очагов горения, выпуска дыма, предотвращения горения. К ручному немеханизированному инструменту относятся: пожарные багры, ломы, крюки, топоры, столярные ножовки, ножницы для резки электропроводов. По желанию заказчика в комплект оборудования автоцистерны может включаться и другой инструмент, например, гидравлические ножницы для резки арматуры.

Пожарные багры предназначается для разборки кровель, стен, перегородок, стропил и других частей конструкций зданий и растаскивания горючих материалов. На пожарах используют багры двух типов.

Багор пожарный металлический (БПМ) (рисунок а) состоит из крюка, копья, металлического стержня и рукоятки. Стержень изготавливается из трубы диаметром 20 мм. Крюк и копье изготавливаются из стали Ст45 и подвергаются термической обработке. Крюк и металлическое кольцо привариваются к стержню. Этими баграми укомплектовываются пожарные автомобили.

Багор пожарный насадной (БПН) (рисунок б). состоит из деревянного стержня, на который насаживается и крепится металлический крюк с копьем Деревянные стержни изготавливаются из твердой древесины: березы, граба, бука.

Лом пожарный тяжелый (ЛПТ) (рисунок в) предназначается для тяжелых рычажных работ по вскрытию конструкций, имеющих плотные соединения (полы, дощатые фермы, перегородки), а также для вскрытия дверей. Лом представляет собой металлический стержень диаметром 28 мм. Его верхняя часть изогнута и образует четырехгранный крюк, а на нижней части имеется заточка на два канта.

Пожарный лом с шаровой головкой (ПШ) (рисунок г) предназначается для обивки штукатурки, скалывания льда с крышек колодцев гидрантов. Лом представляет собой круглый стержень, на верхнем конце которого имеется шар. Диаметр его 50 мм, плоский срез имеет диаметр 25 мм. На нижнем конце лома имеется заточка на два канта с шириной лезвия 12,5 мм.

Лом пожарный легкий (ЛПЛ) (рисунок д) используют для расчистки мест пожара, вскрытия кровель, обшивки и для других подобных работ. Он представляет собой металлический стержень диаметром 25 мм, верхний конец которого отогнут под углом 45о и заострен на четыре грани так, что образуется плоское лезвие шириной 10 мм. Длина заточки 80 мм. Нижний конец лома также четырехгранный. На расстоянии 200 мм от верхнего конца имеется кольцо диаметром 30 мм для подвески лома.

Лом пожарный универсальный (ЛПУ) (рисунок е) используется для открывания окон и дверей. Он представляет собой металлический стержень с двумя отогнутыми частями.

Пожарные крюки. В пожарной охране используются легкий пожарный крюк (рисунок) и крюк для открывания крышек колодцев-гидрантов (рисунок). Пожарные крюки входят в комплект пожарных автомобилей.

Легкий пожарный крюк (ЛПК) предназначается для вскрытия конструкций внутри зданий и удаления их с места пожара. Крюк изготавливается из полосовой стали Ст45Н сечением 25×12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 225 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, с другой стороны имеется ушко для навязывания веревки толщиной 14–17 мм и длиной 1 300 мм. Веревка заканчивается петлей длиной 500 мм. Масса крюка 1,5 кг.

Топор пожарный поясной предназначается для перерубания и разборки различных элементов деревянных конструкций горящих зданий. С его помощью пожарные могут передвигаться по крутым скатам кровель. Он может использоваться для открывания колодцев пожарных гидрантов. Топор входит в состав снаряжения бойцов и командиров пожарной охраны, переносится на спасательном поясе и называется поясным. Топор пожарный поясной (рисунок) имеет лезвие 2 и кирку 3. Его лезвие предназначается для разборки деревянных конструкций. Кирка используется для проделывания отверстий в кирпичных и бетонных конструкциях, передвижения пожарных по скатам крыш. Полотно топора изготавливается из высокоуглеродистой стали У7, а его лезвие подвергается термической обработке. Топор насаживается на деревянное топорище 4 и закрепляется к нему металлическими накладками 1. Топорище изготавливают из твердых сортов древесины (береза, клен, ясень, граб, бук). Топорище не окрашивается, так как краска может покрывать поверхностные трещины. Длина топора составляет 350–380 мм, а его масса должна быть не более 1 кг.

Электрозащитные средства используются для отключения электрических проводов. Они входят в комплект для резки электрических проводов (резиновые перчатки, галоши (боты), резиновый коврик и диэлектрические ножницы). Диэлектрические ножницы предназначаются для перерезания электрических проводов под напряжением. Рукоятки ножниц имеют электроизоляцию из резины. С помощью ножниц можно перерезать провода диаметром от 1 до 15 мм под напряжением до 1 000 В. Они могут перерезать стальную проволоку диаметром до 6 мм. Габаритные размеры ножниц 560×260×60 мм, масса не более 3,5 кг. Дополнительное снаряжение пожарных – пожарный фонарь, тепловизоры, радиомаяки, звуковые маяки – должны обеспечивать освещение места пожара, поиск очагов возгорания, поиск людей при задымлении, обозначение мест расположения пожарных и других работ.

Особенности размещения пожарного оборудования

Номенклатура (перечень) пожарного оборудования (ПО), размещенного на АЦ, включает более 50 наименований различных приспособлений и устройств. На других ПА, например, автомобилях специального применения, перечень ПО значительно меньше. ПО на пожарных автомобилях используется крайне неравномерно. Частота его применения на АЦ изменяется в очень широких пределах. Так, пожарные насосы включаются в работу на всех пожарах.

Рукава всасывающие, в зависимости от их диаметра и развития водопроводной сети в городах, используются на 4–10 % всех пожаров. Пожарные напорные рукава диаметром 51 мм применяют на 80 % пожаров, а диаметром 77 мм – только на 20 % пожаров; а гидроэлеватор, например, – только на 1,1 % всех случаев тушения пожаров.

Различные образцы ПТВ различаются по массе, размерам и занимаемым ими объемам. Так, масса комплекта пожарных рукавов на автоцистернах составляет 270 кг, а объем, занимаемый ими, равен 35–40 % объема отсеков. Масса колонки пожарной равна 18 кг, а габаритные размеры находятся в пределах 430×190×1090 мм, пеносмесители различного типа имеют массу 4,6–6 кг при длине 420–520 мм, стволы различного назначения при длине до 450 мм имеют массу до 2 кг и т. д. Общая масса возимого и снимаемого с ПА пожарно-технического вооружения находится в пределах 500–700 кг.

Размещение ПО должно удовлетворять ряду требований: способствовать уменьшению времени боевого развертывания ПА, не снижать его оперативной подвижности, его крепление и размещение должны быть травмобезопасными. Для реализации изложенных требований размещение ПО в отсеках ПА должно подчиняться принципу эргономики, согласно которому оборудование, органы управления и приборы должны располагаться в соответствии с логикой деятельности человека.

При размещении ПО в отсеках АЦ следует учитывать возможности: – группировки его элементов по их функциональному назначению; – применения (насколько оно важно для выполнения определенной группы операций); – оптимального размещения по конфигурации ПО, его массе, геометрическим размерам; – последовательного использования, согласно которому оно применяется при организации работы; – частоты использования (в соответствии с этим элементы, наиболее часто используемые, должны находиться в самых удобных местах); – рациональной доступности оборудования для пожарных различного роста.

Эти принципы (или возможности) трудно согласовать между собой. Поэтому при разработке схемы размещения ПО на АЦ должен быть найден разумный компромисс. Для обеспечения оптимальной оперативной подвижности и безопасного движения ПА необходимо массу пожарной надстройки (25 % от общей массы ПА), включающей и ПО, размещать так, чтобы выполнялись два условия. Прежде всего, необходимо, чтобы нагрузка на управляемую ось составляла не менее 25 % от полной массы ПА. Кроме того, нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с отклонением ±1 %. Учитывая влияние ПО на технические возможности ПА, запрещается самовольное, необоснованное переукомплектование ПО пожарных автомобилей и изменение его размещения в них.

Добавить комментарий

Войти с помощью: